Morti
Администратор
- 13 Янв 2014
- 147.389
- 27.320
Проблема сознания в южно-азиатской религиозной философии (индуизм, буддизм). Часть 1 . Точка интеллекта.Иван Негреев
Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.
В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).
Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.
От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.
Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.
До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».
Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?
Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?
Но есть и гносеологические вопросы.
Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.
На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.
СКАЧАТЬ
Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.
В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).
Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.
От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.
Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.
До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».
Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?
Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?
Но есть и гносеологические вопросы.
- Чем ограничено сознание в процессе познания мира?
- Что недоступно сознанию?
- Может ли сознание само себя осознать и мыслить?
- Из чего состоит сознание, и каковы трансцендентальные структуры, определяющие сознание?
- В чем разница между такими терминами как мышление, ум, разум, рассудок?
Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.
На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.
СКАЧАТЬ
Для просмотра скрытого содержимого вы должны зарегистрироваться
Последнее редактирование модератором:
Возможно, Вас ещё заинтересует:
- Развиваем речь и дикцию у детей. Логозанятия по автоматизации и дифференциации звуков [Ирина Асташина]
- Музыка тел: развитие импровизации через танец [stepik] [Ирина Боровкова]
- [Ватные игрушки] Маскарад [vatnye.stories]
- Книга, от которой худеют. Секрет стройной ДНК [Марина Мельникова]
- [Шитье] Виртуальная примерка в Clo 3d [Grasser] [Екатерина Рябоконь]
- Тезаурус отрицательных качеств персонажа. Руководство для писателей и сценаристов [Анджела Акерман, Бекка Пульизи]
- Яблочный уксус. Жидкое золото для жизни [Николай Щербатюк] + Шесть волшебных звуков. Оздоровительный комплекс цигун [Ван Линь]
- Суши-мастер. Запеченный Тайский ролл с курицей и ананасом [stepik] [Сергей Николаев]
- Агентский процент в УНФ 3.0 Реальная задача из практики [Пакет: Ученик] [Ильяс Низамутдинов]
- Подписка на контент (январь 2026) [Тариф Ебковская] [Лука Ебков]